Сегодня проведу очень краткий ликбез по поводу такой важной детали велосипеда
как ПОКРЫШКИ. Они примечательны тем, что обычно стоят 5−10% от цены
велосипеда, но при этом очень сильно влияют на качество и скорость езды.
Всем привет! С вами снова веломеханик Леонид.
Сегодня попробуем развеять наиболее распространенные заблуждения об
амортизационных вилках, которые я постоянно наблюдаю у велосипедистов.
Здравствуйте, уважаемые подписчики! Сегодня с вами веломеханик Леонид!
И порассуждаем мы на тему «1х системы — топ или отстой?»
На языке велосипедистов «1х система» означает систему шатунов с одной ведущей
звездой, которая используется в сочетании с кассетой и задним переключателем. К
примеру, если кассета состоит из 10 звёзд, то в таком случае пишут «1×10».
Когда такие системы только появились, многие очень скептически к ним отнеслись.
Что и не удивительно, ведь люди долгие годы катались с тремя ведущими звездами и
видели в этом смысл. Однако на практике оказалось, что почти каждый, кто
попробовал покататься на 1х системе, больше не захочет устанавливать передний
переключатель на свой велосипед.
Почему же так получается? Причин несколько:
1 Убрав с велосипеда передний переключатель и все детали, которые с ним связаны,
мы снижаем вес велосипеда примерно на 500 грамм.
2 Переключение одной только правой рукой очень удобно и требует меньше
внимания.
3 Освобождается место для манетки дроппера.
4 Передние звёзды категорически нельзя переключать под нагрузкой. Кроме того,
изредка в момент переключения цепь может «закусить» на звезде, и тогда нужно
слазить с велосипеда и выдёргивать её руками. Многие гонщики только из-за этого
перешли на 1х системы.
Как вы уже поняли, на сегодняшний день мы смело можем сделать вывод, что 1х
системы это ТОП. Но так ли всё просто и однозначно? Нет, ведь 2х и 3х системы
никуда не исчезли, хотя и почти полностью покинули верхний ценовой сегмент.
Итак, недостатки 1х систем:
1 Сильные перекосы цепи на крайних передачах. Приводят к потере КПД и
ускоренному износу цепи.
2 Дороговизна. 1х система предъявляет повышенные требования к качеству
изготовления переключателя и кассеты. Поэтому приемлимая по качеству работы 1х
система не может быть настолько дешевой, как старая добрая 3×8.
Если у вас мало денег — не покупайте Sram SX или NX, а берите Shimano 3×8 или 3×9.
А если вас интересует лучший вариант по соотношению цена\качество, то на мой
взгляд это Shimano Deore 1×10 с кассетой 11−42.
Во-первых, на 10-скоростной кассете меньше перекос цепи, т.к. она не настолько
широкая как 11 и 12 скоростные кассеты.
Во-вторых, все компоненты на 10 скоростей гораздо дешевле, хотя, как правило, не
уступают в качестве. Но и тут есть своя заморочка: данная недорогая кассета имеет
сравнительно небольшой диапазон 11−42, а значит вам придётся хорошо подумать по
поводу размера передней звезды.
А если вы очень тяжелый райдер или турист с грузом — диапазона может не хватить,
потому что на спусках вы сильно разгоняетесь, а в подъём наоборот едете очень
медленно.
3 Тяжелее найти запчасти, чем на классические 3×8 и 3×9. Это актуально, если вы
собрались в дальний турпоход. Надо иметь в виду, что запчасти на систему 3×8 есть
даже в самом захудалом веломагазине в Урюпинске.
Вывод? Каждому своё! Теперь вам есть на что опереться при выборе трансмиссии на
ваш велосипед.
С вами был Леонид, подписывайтесь на Sport Rupor и пишите комментарии. Если есть
вопросы — отвечу. До новых встреч! https://vk.com/sandovich94
МИФ 1: Можно оценить качество вилки, определив её тип: пружинно-эластомерная,
пружинно-масляная, воздушно-масляная и т. д.
В рунете сложилась такая ситуация, что когда-то давно (когда информации в целом
было очень мало) кто-то разместил на различных сайтах статьи про амортизационные
вилки, придумав классификацию вилок на несколько типов. Поскольку другой
информации не было, эта типология распространилась среди велосипедистов и
многие до сих пор пытаются определить качество вилки, определив её к какому-то
типу.
Проблема в том, что эта классификация попросту не работает. То есть в реальности
она не несёт почти никакой практической пользы.
Особенно лично меня раздражает, что уделяется столько внимания этому
несчастному эластомеру. Эластомер представляет собой кусок резины внутри
стальной пружины, который не играет существенной роли в её работе. В принципе,
его можно вытащить из вилки, и вы скорее всего не заметите никакой разницы.
Во-вторых, наличие масляного демпфера и воздушной пружины также не
гарантирует, что вилка будет качественно работать. Далее разберём эти моменты
подробнее.
МИФ 2: Вилка со стальной пружиной работает хуже чем воздушная.
Не знаю кто первый это придумал, но мне кажется, что в большинстве случаев
стальная пружина ассоциируется у людей с чем-то слишком простым и дешевым, а
воздушная пружина с чем-то инженерно-замороченным. В принципе, так оно и есть,
но на самом деле воздушная пружина нужна ровно для двух целей:
— снизить вес вилки
— дать возможность настроить вилку под любой вес любой ездока
Это очень весомые плюсы, поэтому почти все дорогостоящие вилки на сегодняшний
день имеют воздушную пружину. Однако это НЕ означает, что если вы поменяете
свою вилку со стальной пружиной на воздушную, то вы обязательно получите более
приятную амортизацию.
«Приятность» работы вилки в первую очередь зависит от лёгкости её страгивания. То
есть вилка должна работать даже при маленьком усилии на неё (к примеру, мелкое
препятствие на дороге). И стальная пружина в этом плане не имеет недостатков, ей
ничто не мешает легко стронуться.
Лёгкость страгивания вилки зависит не столько от пружины, сколько от:
— Вовремя сделанного ТО (в том числе нулевого)
— Качества изготовления вилки в целом. К примеру, штаны вилки могут слегка не
совпадать по геометрии с её ногами, и тогда вилке не поможет даже ТО. По-
хорошему, на заводе должны отбраковывать такие изделия, но по факту это
происходит не всегда, и нередко они оказываются на наших велосипедах. Я лично не
раз наблюдал случаи, когда две вилки одной и той же модели работали сильно по-
разному.
Сюда же можно отнести качество изготовления сальников, башингов, и много других
нюансов, которые я не буду расписывать в этой маленькой статье.
Вывод? Выбирайте вилки от проверенных брендов: RockShox, FOX, Manitou. В этом
случае шанс нарваться на брак минимален, хотя и всё равно не исключается.
И в любом случае, прежде чем менять вилку, попробуйте отдать её на ТО. Зачастую
даже вилки фирмы Suntour могут начать прилично работать после качественного
обслуживания.
МИФ 3: У вилки должна быть блокировка! А регулировка отскока… Это что вообще
такое?..
Блокировка нужна тем, кто много катается стоя на педалях (вставая с седла). И
практика показывает, что скорее всего вы будете лениться её включать, если кнопка
не вынесена на руль.
А регулировка отскока — это «крутилка» в нижней части вилки, с помощью которой
можно замедлить скорость возврата вилки в исходное положение. Без этой
регулировки вилка работает как «попрыгунчик», в результате чего ухудшается
контроль над велосипедом.
Вывод: наличие регулировки отскока (а не блокировки) является определяющей
разницей между настоящим амортизатором и убогим «попрыгунчиком». Хотя, если вы
катаетесь неспешно и вилка вам нужна только для комфорта, то без регулировки
отскока тоже можно обойтись. Но, как вы уже поняли, она в любом случае гораздо
важнее чем блокировка.
С вами был Леонид, подписывайтесь на Sport Rupor и пишите комментарии. Задавайте
вопросы: vk.com/sandovich94
Уверен, что у вас найдется чем дополнить эту короткую заметку. Пишите в комментариях ваши мнения.
С вами был Леонид vk.com/sandovich94
Всем привет! С вами снова веломеханик Леонид.
Начнем с того, что покрышки — это та деталь, которая первостепенно определяет
накат (то есть способность велосипеда сохранять скорость). К примеру, велосипед с
плохим накатом ощущается так, будто у него слегка зажаты тормоза.
Начинающие велосипедисты часто думают, что накат покрышки легко определить по
её «зубастости»: чем больше шипы, тем хуже едет. Это действительно так, но это не
первостепенный фактор.
Самым главным фактором, определяющим накатистость покрышки, является
мягкость (или, скажем, гибкость) её каркаса. К примеру, попробуйте взять покрышку
и «помять» её пальцами. Если она мягкая почти как бумага — будет ехать быстро. Если
жёсткая (как говорят в народе «пластиковая») — будет ехать плохо.
Яркий пример первого варианта — Schwalbe Racing Ralph Liteskin EVO
Яркий пример второго варианта — типичная «трёхсотрублёвая» покрышка
Однако, надо понимать, что большинство покрышек на рынке относятся к среднему
варианту — в меру мягкие.
Даже если вы хотите собрать велосипед в очень ограниченном бюджете — на
покрышках не экономьте.
Всё вышеописанное актуально в большей степени для МТБ-покрышек, потому что в
них качают низкое или среднее давление, чтобы иметь баланс скорость-
управляемость.
Каркас сликов (гладких покрышек для шоссе) всегда делают достаточно жёстким и
толстым, иначе они будут слишком легко прокалываться. Поэтому слики в любом надо
качать сильно.
Также напоследок скажу, что если у вас нет возможности поменять дешевую
покрышку на хорошую, то есть смысл накачать высокое давление. Вы потеряете в
управляемости и мягкости хода, но существенно выиграете в накате. Особенно это
актуально для заднего колеса.
Тема покрышек очень широкая и даже, я бы сказал, необъятная. Многие важные
вопросы были затронуты мною лишь вскользь, в рамках короткой заметки. Поэтому
пишите ваши мысли в комментариях.
С вами был Леонид vk.com/sandovich94
Готов ответить на ваши вопросы: https://vk.com/sandovich94
С вами был Леонид https://vk.com/sandovich94
Готов ответить на ваши вопросы: https://vk.com/sandovich94
Готов ответить на ваши вопросы: https://vk.com/sandovich94
Готов ответить на ваши вопросы: https://vk.com/sandovich94
Всем привет! С вами снова веломеханик Леонид https://vk.com/sandovich94
Сегодня порассуждаем на такую тему: насколько важен низкий вес велосипеда и колёс?
Глядя на то как профессионалы и некоторые продвинутые любители заморачиваются про вес своего байка, у многих людей создается впечатление, что вес велосипеда это очень важно. Некоторые думают, что вес - это одна из основных характеристик байка, и что средний велосипед отличается от дорогого преимущественно весом.
Ещё большее количество велосипедистов уверены в том, что очень важен низкий вес именно КОЛЁС. Ведь колесо - это маховик, который крутится с большой скоростью, а значит важно чтобы он был лёгким.
Давайте разбираться. Во-первых, вопреки популярному мнению, расчёты показывают, что нет разницы - скидывать вес с колёс или с любой другой детали велосипеда. Эффект будет одинаковый.
Кто-то скажет: «я поставил более лёгкие покрышки и поехал заметно быстрее». Но если мы облегчаем колесо за счёт покрышки, тогда и накат скорее всего улучшится, потому что у лёгкой покрышки тоньше резиновый каркас. То есть здесь дело уже не в весе колеса, а в характеристиках покрышки.
Теперь подумаем о том, есть ли разница скидывать вес с велосипеда или с велосипедиста (худеть). Ездок находится выше чем велосипед, поэтому если мы снижаем массу тела, то снижается центр масс всей системы велосипед+ездок. А это значит, что мы сможем более уверенно входить в повороты и с меньшей вероятностью перелетать через руль на ямах.
Таким образом, мы приходим к выводу, что похудеть - мало того что дешевле и полезнее для здоровья, так ещё и для езды – лучше.
Но если мы опускаем тему поворотов и прочих манёвров/трюков, то в остальном - разницы нет, поэтому в дальнейших рассуждениях я буду оперировать совокупным весом велосипеда+наездника. Итак, на что он влияет?
1) Если мы едем вниз с горы, то вес играет нам в плюс, а если едем вверх в горку – то в минус. Здесь надо учесть, что на спусках наша скорость, во-первых, сильно съедается сопротивлением воздуха, а во-вторых зачастую нам самим приходится тормозить из-за опасностей на трассе (повороты, ямы и т.д.). Поэтому бонус для езды вверх гораздо важнее, чем для езды вниз.
2) Чем меньше вес, тем быстрее происходит разгон. При этом важно понимать, что накат не меняется. Накат – это способность велосипеда сохранять набранную скорость. Он определяется в первую очередь характеристиками покрышек и аэродинамикой.
Итак, с плюсами низкого веса мы определились. Теперь самое главное - а какова величина эффекта? Допустим вы весите 75 кг, а ваш велосипед 12 кг. В этом случае, потратив деньги на легкие детали и сбросив 2 кг с велика, вы уменьшите общую массу на 2,3%. Эффекта вы не почувствуете. Хотя, новые детали иногда могут повысить КПД велосипеда, и человек будет ошибочно думать, что именно снижение веса положительно повлияло на скорость.
В то же время могу констатировать по собственному опыту, что похудение на 10 кг заметно улучшает скорость прохождения трассы.
Вывод: правильный апгрейд велосипеда в первую очередь подразумевает повышение его КПД, что может быть достигнуто множеством способов. Снижение веса байка является самым последним способом апгрейда, когда все остальные методы уже исчерпаны.
Готов ответить на ваши вопросы в формате консультации: https://vk.com/sandovich94
Всем привет! С вами снова веломеханик Леонид https://vk.com/sandovich94
Сегодня попробую развенчать несколько популярных мифов о велосипедных колёсах. Поехали!
1. Чем больше колесо, тем лучше накат.
Давно заметил, что многие велосипедисты думают, что чем больше колесо, тем лучше накат (в том числе по асфальту). Но это неверно в случае езды по ровной поверхности. Большие колёса имеют преимущество при проезде неровностей, так как они плавнее через них перекатываются. В этом плане размер действительно может косвенно влиять на накат и комфорт. Но на этом плюсы больших колёс заканчиваются.
2. Чем легче колёса, тем лучше они едут.
Этот тезис также неверен. Вес сам по себе практически не влияет на накат колеса. Почему же при замене колёс на более лёгкие, райдер зачастую может заметить, что велосипед стал ехать лучше? Как правило это связано с заменой покрышек. Лёгкие покрышки имеют более тонкий слой резины и из-за этого лучше катят.
Во-вторых, лёгкие запчасти обычно дороже и имеют в целом более высокий уровень исполнения. А это значит, что обода стали жёстче, втулки лучше крутятся, сборка колёс качественнее и т.д. Но сам по себе ВЕС здесь ни при чём.
3. Втулка «на промах» всегда лучше, чем втулка «на шариках».
Втулки на промах действительно имеют свои неоспоримые преимущества, а именно простота сборки-разборки, ремонтопригодность. В случае порчи подшипников вы просто меняете их на новые.
Тезис о том, что втулки на промах катят лучше – миф.
Если говорить о минусах таких втулок, то их конструкция больше располагает к усталостной поломке оси (частенько случается на многих моделях втулок). Также, мои личные наблюдения показывают, что у втулок на промах чаще по тем или иным причинам выходит из строя храповой механизм.
Уверен, что у вас найдется чем дополнить эту короткую заметку. Пишите в комментариях ваши мнения.
Готов ответить на ваши вопросы в формате консультации: https://vk.com/sandovich94
Продолжение статьи выйдет как всегда через неделю. С вами был Леонид.
Продолжение статьи выйдет как всегда через неделю. С вами был Леонид. Консультации по апгрейду: https://vk.com/sandovich94
С вами был Леонид. Консультации по апгрейду: https://vk.com/sandovich94
С вами был Леонид. Консультации по апгрейду: https://vk.com/sandovich94
С вами был Леонид. Консультации по апгрейду: https://vk.com/sandovich94
Уверен, у вас найдется чем дополнить эту короткую заметку. Пишите в комментариях ваше мнение.
О минусах планетарки и о том, почему она хорошо подходит только для еды по городу, вы узнаете через неделю. До новых встреч!
С вами был Леонид. Консультации по апгрейду: https://vk.com/sandovich94
Я надеюсь, что сопоставляя все факторы, описанные в статье, у вас получится принять решение, нужна ли вам шипованная резина. До новых встреч!
С вами был Леонид. Консультации по апгрейду: https://vk.com/sandovich94
В следующей статье мы продолжим обсуждать особенности зимнего катания, до новой встречи через неделю!
Второе: резиновые уплотнительные кольца в амортизаторах и вилках склонны хуже выполнять свою функцию при низких температурах. Из-за этого часто бывает так, что воздушная амортизация, нормально работавшая летом, зимой «ловит стакдаун» (теряет ход, иногда вплоть до полного сжатия).
Всем привет! С вами снова веломеханик Леонид https://vk.com/sandovich94
Сегодня попробуем разобраться какие бывают спицы. Эта информация пригодится вам при сборке кастомных колёс, или в случае когда вам нужно оценить имеющиеся колёса.
Итак, спицы бывают нескольких видов:
- Чёрные крашеные спицы из обычной стали. Могут встретиться на самых дешёвых велосипедах. Такие спицы недолговечны как минимум из-за того, что в местах перекрестий краска довольно быстро стирается и спицы начинают ржаветь.
- Оцинкованные спицы. Считаются лучше крашеных, подозреваю что у приличных производителей может использоваться более устойчивая к коррозии марка стали. В целом, такие спицы также нельзя считать достойным вариантом, так как цинковое покрытие стирается не намного медленнее краски.
- Спицы из нержавеющей стали. Такие спицы уже можно считать нормальными. Если спицы произведены крупным известным производителем (таким как DT Swiss, Sapim, CN Spoke, Richman и т.д.), и в названии нет слова Zinc, значит они сделаны из нержавейки. Такие спицы могут быть как без какого-либо покрытия, так и крашеные, а также анодированные. Анодированные стоят гораздо дороже, но я считаю, что переплачивать в данном случае смысла нет.
Теперь поговорим о баттинге спиц. Баттированная спица имеет разную толщину в разных местах. Многие думают, что это делается для снижения веса. На самом деле баттинг нужен для того чтобы немного увеличить прочность и выносливость спицы.
Попробую объяснить как это работает. Обычная спица с изогнутым J-образным концом имеет два слабых места:
1) изгиб
2) место где начинается резьба
Эти места являются концентраторами напряжений, и спица рано или поздно «устанет» и сломается в одном из этих мест.
Для того чтобы спица служила дольше, придумали баттинг. Центральная часть спицы делается тоньше, для того чтобы напряжение более равномерно распределялось по всей длине спицы. Вот, в общем-то и всё.
Плоские спицы являются вариантом баттированных, которые добавляют аэродинамики, но я думаю, что реальные цифры выигрыша крайне скромные.
Я надеюсь у меня получилось в самых общих чертах раскрыть для вас тему велосипедных спиц. До встречи через неделю!