“Стритрейсерам на улицах уже скучно”. Российский автоспорт жив? “Стритрейсерам на улицах уже скучно”. Российский автоспорт жив?
Гран-при России всегда собирает полные трибуны. Фото AFP Дмитрий КУЗНЕЦОВ Сочи 0 Обсудить Репортаж из Сочи, где на главном отечественном автодроме активно идет подготовка... “Стритрейсерам на улицах уже скучно”. Российский автоспорт жив?

Гран-при России всегда собирает полные трибуны. Фото AFP

Дмитрий КУЗНЕЦОВ


Сочи

0
Обсудить

Репортаж из Сочи, где на главном отечественном автодроме активно идет подготовка к Гран-при России.

В начале 2000-х состояние дел в российском автоспорте описывалось одной анекдотичной фразой: у нас в стране две трассы – Мячково по часовой стрелке и против часовой.

За 10-15 лет ситуация сильно изменилась. Появились влиятельные спонсоры, и теперь у России есть три пилота "Формулы-1", множество подающих надежды и свой Гран-при. Но массовой популяризации не произошло. "Формула" так и осталась для большинства россиян чем-то с другой планеты. Шумахер все еще в разы популярнее Квята, Сироткина, Петрова и, пожалуй, даже Хэмилтона, вместе взятых.

Вот и решили собраться организаторы "Гран-при России" вместе с журналистами в Сочи, позвали две трети российских гонщиков “Формулы-1” (Виталия Петрова и Сергея Сироткина) – чтобы обсудить, как это исправить. А заодно и представить введение новых услуг на автодроме. Там можно не только прокатиться на своем автомобиле по трассе, но и подрифтовать, и сымитировать пит-стоп, и покататься на беговеле (велосипеде без педалей).

В конце концов, Красная поляна после Олимпиады стала местом, куда едут все, от юных тусовщиков до горнолыжных профи. Почему остальные олимпийские объекты должны завистливо поглядывать снизу, с прибрежного кластера?

В Сочи простаивает только трамплин

– Ты что, какой застой? Мы в “Адлер-Арене” нормально в теннис не можем поиграть с ребятами, – говорит один из работников трассы на извечный вопрос об окупаемости олимпийских объектов в Сочи. – Я сам хожу туда в зал. Хотели поиграть – ан нет, то секции, то соревнования какие-то. Не скажу по цифрам, но по-моему, у нас простаивает только трамплин. И на трассе народу теперь много, после того, как стали круглогодичными. На новый год так вообще битком, куча москвичей приезжает.

– Очень много корпоративных клиентов, – добавляет его коллега. – Обычно, конечно, это не просто туристы с улицы зашли. Приезжает компания – тут им и тимбилдинг, на пит-стопе колеса на время пособирать, кто-то роняет их на ноги, орут все, азарт, адреналин. И ощущения получить от проезда по трассе, дрифт-такси.

Главная задача для автодрома – чтобы это не был просто кусок асфальта, на который приезжают раз в год посмотреть, как два “Мерседеса” вновь разыграют бутылку шампанского. Медленно, но верно эту задачу пытаются решить. Хотя цены на услуги, разумеется, очень разные. Автоспорт никогда не будет таким же демократичным, как футбол – где нужен только мяч и два брошенных портфеля в виде штанг. “У автомобиля есть стоимость эксплуатации, из которой мы не можем не исходить”, – говорит Алексей Титов, генеральный директор компании “Росгонки”, которая с прошлого года занимается развитием автодрома.

Что почем?

Но, например, тот же беговел – 350 рублей за час занятия. С него вполне можно пересаживаться на мотоцикл. На мотоплощадке у трассы занимаются дети от двух лет. “Если ваш ребенок может ходить – он уже может кататься на беговеле”, – руководитель местной федерации озвучивает простую и доступную философию в стиле Этери Тутберидзе.

Прокатиться на трассе можно от 3500 рублей за круг. На Mercedes AMG это будет стоить уже “десятку” за круг. Но большее, по опыту, вряд ли потребуется – начинаются конкретные “вертолетики”. Если хотите провести круг за рулем сами – умножайте цены примерно на два.

За дрифт придется заплатить побольше. На своем автомобиле – 26000 рублей за два часа. “Стритрейсерам уже скучно гоняться по улицам. С кем соревноваться? Плюс везде светофоры и полиция”, – с юмором сокрушается Аркадий Цареградцев, который в начале 2000-х тоже начинал с улиц, а затем стал вице-чемпионом мира по дрифту. Теперь он проводит мастер-классы на специальной площадке рядом с паддоком. Этакая популяризация наоборот. Никакой полиции, максимум неприятностей – приедешь боком в бетонный блок. Еще и развлекает историями и советует, какую “Жигу” купить для начала – пока едешь на миллиметровой дистанции от других машин.

Прогнозы – осторожные

Есть ли на это все спрос? Пока руководители трассы осторожны. Алексей Титов на вопрос корреспондента “СЭ” о цифрах посещаемости сказал, что ориентируются на 200 – 300 тысяч человек за год. Может ли позволить себе досуг в виде посещения трассы и различного рода покатушек по ней среднестатистическая российская семья? Наверное, пока нет, но для среднего класса это вполне по силам – по крайней мере одноразовое посещение в роли туристов. И в этом смысле выход автодрома на круглогодичный график стратегически абсолютно правильно. В субтропиках – сам бог велел.

Руководитель SMP Racing Дмитрий Саморуков на пресс-конференции вспомнил, что в России почти 300 автомобилистов на 1000 жителей, поэтому назвал потенциал “огромным”. Действительно, им даже могут быть неинтересны спортивные успехи Квята или в принципе “Формула-1”. Но ведь и не каждому гуляющему на лыжах по паркам интересны Клебо и Большунов. Понятно, в России огромная конкуренция на очень небольшом поле болельщицкого сообщества, а в Сочи – не меньшая борьба в сфере услуг. Но в стране с пятой протяженностью дорог в мире и народным поверьем про две беды автоспорт нужен по определению.

Источник